Многие автовладельцы и даже продавцы полагают, что зимние шины делятся только на шипованные и нешипованные, — однако это не так. Говоря о нешипованных покрышках для зимы, следует различать два типа: так называемые «скандинавские» для более суровых условий и «европейские» — для мягкой зимы. Эти шины имеют разные свойства: скандинавская «липучка» — мягкая, с большим количеством ламелей, обеспечивает лучшее сцепление с дорогой на льду и снегу. Шины же европейского типа — с менее выраженным рисунком протектора и гораздо более жесткие. Они отлично ведут себя на асфальте, обладают высоким индексом скорости, позволяют уверенно маневрировать даже в снежной каше или на мокром асфальте и значительно менее шумные. Визуально эти два типа нешипованных зимних шин можно различить по углу перехода боковины в протектор. У скандинавских шин угол прямой, а у их европейских аналогов протектор покато соединен с боковиной.
На льду и снегу составить конкуренцию шипованным шинам или шинам «скандинавского» типа «европейцы» не могут. В гололед тормозной путь на таких покрышках в сравнении с «липучкой» увеличивается на 15 метров, а если сопоставлять с шипованными шинами, разница может достигать 30 метров — это значит, что в аварийной ситуации они просто не справятся с экстренным торможением. При поворотах на льду эти шины легко начинают скользить, и справиться с машиной проблематично даже опытному водителю. В такой ситуации бесполезны и электронные системы стабилизации, которыми оборудовано большинство современных автомобилей: они срабатывают только при оптимальном сцеплении колес с дорогой.
Конечно, в городе, где зимой на дорогах в основном сухо или слякоть, можно обойтись и шинами для «европейской зимы». Но не стоит забывать, что даже в черте города по утрам или вечером асфальт часто покрыт тонкой ледяной коркой, — а на скользком подъеме «европейские» шины с большой вероятностью спасуют. То же можно сказать и о выезде с засыпанной снегом парковки или езде в снегопад — ламели на таких покрышках быстро забиваются снегом, и автомобиль теряет сцепление с дорогой.
Так что, задумываясь о покупке шин типа «европейская зима», следует помнить обо всех вышеперечисленных факторах. В конце концов, ради безопасности можно пожертвовать более высокой скоростью и лучшей управляемостью на асфальте — зато в случае снегопада или гололеда быть уверенным, что шины не подведут.