Что такое цифровое спутниковое радио в автомобиле?

На передней панели штатной магнитолы автомобиля, предназначенного для американского рынка, нередко можно увидеть логотип «Sirius» и «XM Radio». Он означает, что данное устройство может напрямую принимать сигналы спутниковых радиостанций, вещающих на территорию США и Канады. Похожая цифровая система, правда «завязанная» на наземные станции, существует и в Европе. В нашей стране эти технологии пока не применяются.

История спутникового радио

Широкое вещание в АМ—диапазоне (на длинных волнах) началось еще в 20-х годах прошлого века. Тогда же появились и первые публичные радиостанции. Но качество звучания их передач оставляло желать лучшего. Со временем этот формат был практически вытеснен более прогрессивным FM-вещанием (на коротких волнах), которое обеспечивало лучшую защиту от помех и позволяло передавать стереофонический сигнал. Полоса воспроизводимых частот FM-приемника тоже была значительно шире. Однако качество звука все равно заметно недотягивало до стандартов компакт-дисков. Поэтому ввод в эксплуатацию коммерческих станций, передающих цифровой сигнал (ничем не уступающий по звучанию CD), стал одним из самых заметных событий в истории мирового радиовещания.

Первые спутниковые цифровые радиостанции появились в Америке в начале 2001 г. Причем их практически одновременно ввели в действие две соперничающие компании — «Sirius Satellite Radio» и «ХМ Satellite radio». Стандарт вещания у них одинаковый (несмотря на жесткую конкуренцию, об этом два конкурента договорились), а соответственно и приемная аппаратура совместима и в большинстве случаев взаимозаменяема. Купив абонемент (около $10 в месяц), клиенты обеих компаний получают доступ к более чем 100 круглосуточным тематическим каналам, каждый из которых транслирует передачи на определенную тему. Среди них есть музыкальные (отдельно по каждому жанру), новостные информационные, образовательные, развлекательные, а также программы на иностранных языках. И никакой рекламы на каналах (!) — вся прибыль складывается только из абонентской платы слушателей.

Разница между «Sirius» и «XM Radio» заключается лишь в дешифровке сигнала и методике его распространения.

«Рок-н-ролл» в космосе

Компания «Sirius» пользуется тремя низколетящими спутниками, орбиты которых рассчитаны таким образом, что два из них постоянно находятся в зоне приема сигнала с территории США. (Кстати, все три спутника были запущены с космодрома Байконур с помощью наших ракет-носителей «Протон».) У «ХМ Radio» спутников два. Один из них называется «ХМ Rock», а второй, разумеется, «ХМ Roll» (а как же еще?). Но они находятся на геостационарной орбите, то есть «висят» над Землей, вращаясь вместе с ней.

И тот, и другой способы не лишены недостатков. «Неподвижные» геостационарные спутники «ХМ Radio» находятся довольно низко над горизонтом, и в ряде случаев городская застройка или рельеф местности могут экранировать сигнал. Поэтому в городах (в основном крупных) устанавливают наземные ретрансляторы. Не удалось полностью обойтись без них и компании «Sirius». Хотя один из ее спутников практически всегда находится в зените (оптимальные условия для приема), равномерность покрытия территории вещания тоже не идеальна. К тому же система работает только при наличии трех передатчиков — обойтись двумя (как конкуренты) и сэкономить на этом не получается. Так что и «Сириус» использует ретрансляторы.

И все равно, когда автомобиль едет по городу, а тем более через туннели, прием может временно прерываться. В этом смысле спутниковое радио мало отличается от привычного вещания в FM-диапазоне. Для решения этой проблемы разработчики снабдили цифровые приемники объемистым буфером. Принимаемые ресивером данные складируются в памяти устройств и только после того, как буфер полностью заполнится, — воспроизводятся. Это позволяет во-первых, избежать провалов в звучании, когда приемник временно теряет связь со спутником, а во-вторых, реализовать такие привычные функции компакт-диска или mp3 (недоступные для простого радио), как пауза или повтор прозвучавшего фрагмента.

«ХМ» или «Sirius»

Цифровое спутниковое вещание создавалось, прежде всего, в расчете на автомобилистов. В продаже встречаются и «домашние» приемники, но большинство подобных устройств рассчитано на использование в машине. Для приема спутникового радио в движении необходимы цифровой ресивер, который может входить в состав магнитолы, дешифратор (его код слушатель получает после внесения абонентской платы) и антенна. Такую аппаратуру выпускают практически все известные мировые производители. Но некоторые из них (например, «Blaupunkt», «Clarion», «JVC», «Kenwood» и «Panasonic») поддерживают «Sirius», а другие («Alpine» «Pioneer» и «Sony») ставят на своих изделиях логотип «ХМ». На некоторых головных устройствах написано «Sirius ready» или «ХМ ready» — это значит что спутникового цифрового приемника в них нет, но предусмотрен специальный вход для подключения внешнего ресивера, который приобретается отдельно. Такие магнитолы частенько встречаются в России. Но покупать их нет никакого смысла. Скорее наоборот — символ спутниковой радиостанции на лицевой панели красноречиво свидетельствует о том, что этот аппарат не сертифицирован для применения в нашей стране.

Автопроизводители тоже оказались не единодушны в своих предпочтениях. Приемниками «Sirius» серийно оборудуются модели (напомним — предназначенные для рынков США и Канады) «Aston Martin», BMW (и «Mini»), «Chrysler», «Ford», «Jaguar», «Mazda», «Mitsubishi», «Nissan», «Porsche», «Toyota», «Volkswagen» и «Volvo».

А на автомобили «Honda» и «Acura», равно как и «General Motors», устанавливается аппаратура с логотипом «ХМ Radio». Хотя, повторим, устройства двух конкурирующих фирм чаще всего взаимозаменяемы…

Европейский формат

Аналогичная система цифрового вещания, действующая в Старом Свете, называется «DAB Radio» (Digital Audio Broadcasting), обходится без спутников — сигнал идет с наземных вещательных станций через ретрансляторы. Она тоже предлагает множество тематических каналов с цифровым качеством звучания. Но в отличие от Америки европейские слушатели получат их даром — абонентная плата не взимается. Зато насыщенность передач рекламой —примерно такая же, как в традиционном FM—диапазоне: в среднем 18 минут в течение часа.

Инициатором европейского цифрового вещания стала британская корпорация ВВС, потому и появилось «DAB Radio» сначала в Англии, а уж затем вещание распространилось на другие страны. Сегодня цифровые радиопередачи можно принимать в Бельгии, Финляндии, Дании, Франции, Германии, Италии, Норвегии, Швеции, Швейцарии и некоторых других странах (в том числе в Китае, Индии и Австралии). Россия пока, к сожалению, не входит в их число. На нашей территории таких радиостанций еще нет. Ближайший к нам DAB-передатчик (в принципе его можно слушать в приграничных районах Калининградской области) находится в литовской столице — Вильнюсе.

Аппаратуру, предназначенную для приема «DAB Radio», выпускают «Alpine», «Blaupunkt», «Clarion», «Grundig», «JVC», «Kenwood»», «Pioneer», «Siemens» и «VDO» (торговая марка, принадлежащая «Philips»). Из европейских автопроизводителей цифровые приемники на конвейере устанавливают «Opel» (и его английское подразделение «Vauxhall», «Audi» (на модели «А6» и «А8»), «Ford» и даже «Lotus» и «TVR». Встречается такое оборудование и на некоторых моделях «Mitsubishi», предназначенных для продажи в Европе (например, на внедорожниках «Pajero» и пикапах «L200»).

Таким образом, цифровое радиовещание получило широкое распространение по всему миру.

Leave a Reply