Украсть могут любой автомобиль. Профессиональных угонщиков не останавливают самые хитроумные «противоугонки». Иное дело — шансы на возвращение машины законному владельцу. Они заметно повышаются, если прибегнуть к помощи какой-либо охранно — поисковой системы. Такие услуги в России предлагают несколько компаний. Многие читатели CarWow.ru просят подробнее рассказать об этом. Мы выбрали наиболее типичные вопросы.
Как работают эти системы, и насколько они эффективны?
Охранно—поисковые системы бывают двух видов: одни используют спутниковую связь (GPS/GSM—системы), другие основаны на радиопоиске. Схема действия у них схожая: украденная машина сообщает о себе оператору и пеленгуется, что изрядно облегчает блюстителям порядка ее поиск и перехват. В некоторых случаях обнаруженный автомобиль «ведут» мобильные группы компании — оператора, но они могут только следить — у них нет права задерживать преступников. Угонщики не всякий раз попадают в руки закона, зато очень часто бывают вынуждены оставить «засвеченную» машину и убегать.
В простейшем варианте система в случае угона выполняет лишь основную функцию —обеспечивает пеленгацию машины, облегчая ее поиск.
Более сложные модели, кроме того, сообщают оператору о попытке проникновения в машину (датчики информируют, например, о взломе дверей или разбитом окне автомобиля), имеют систему распознавания «свой/чужой», позволяют дистанционно заглушить двигатель и т.д.
Наконец, охранно-поисковая элита — комплексы, предоставляющие набор всех мыслимых функций, причем на случай не только угона, но и, допустим, аварии.
По данным милиции, после угонов владельцы получают обратно более 90% автомобилей, оборудованных такой аппаратурой. Поэтому страховые компании дают значительные скидки хозяевам автомобилей, защищенных подобным образом.
Какие плюсы и минусы у спутниковых комплексов?
Они действуют так: в автомобиле устанавливается электронный блок, который в случае угона отслеживает по GPS-каналу положение машины в пространстве, а с помощью GSM-передатчика передает ее координаты в операторский центр. Получив сигнал SOS, дежурный связывается с оперативными службами и сообщает им, где находится похищенный автомобиль, куда и с какой скоростью движется.
Спутники «видят» более 90% поверхности земного шара (кроме полюсов и некоторых точек в океанах), так что угнанную машину они отыщут даже за границей. Однако канал GPS довольно легко заглушить, если, скажем, загнать ее в подземный гараж. Да и второй сигнал – GSM, по которому поступает информация, тоже глушится с помощью специальных устройств, имеющихся в распоряжении профессиональных угонщиков.
В чем достоинства и недостатки радиопоиска?
Автомобиль, оснащенный системой радиопоиска, угонщикам труднее скрыть от наблюдения: сигнал может пробиться даже из подземного гаража — ведь радиотерминал в любом случае находится намного ближе к автомобилю, чем спутник. Вероятность, что угонщики заглушат сигнал, весьма невелика, поскольку компании используют собственные выделенные радиочастоты, отследить которые крайне трудно даже с помощью самого современного оборудования.
А вот по радиусу действия такие системы со спутниковыми конкурировать не могут. Если речь идет о Москве, то радиопоиск обычно эффективен в самой столице и частично в Московской
области — не дальше.
Что из себя представляют комбинированные системы?
Они позволяют максимально нивелировать недостатки и суммировать достоинства обоих вариантов поиска. Схема «спутник плюс радио» дает наибольшую гарантию, что украденный автомобиль вернется к хозяину.
В машину устанавливаются два не связанных между собой комплекса – спутниковый и радио. Если угонщики сумеют обезвредить один из них, второй будет работать по-прежнему. В Москве и около 20 километров за МКАД машину отслеживает радиопоиск – таким образом её можно обнаружить на ранней стадии угона. Если же преступники успели покинуть зону приема радиосигнала, к розыску подключается спутниковое оборудование. Но до этого дело, как правило, не доходит. Проще и надежнее дистанционно заблокировать двигатель машины, пока она еще доступна для радиопеленга. В подобной ситуации угонщики обычно предпочитают скрыться, бросив автомобиль в качестве трофея полиции…
Какие дополнительные функции есть у различных систем?
Большинство из них снабжается «тревожной» кнопкой. Если совершено разбойное нападение и владельца автомобиля заставляют покинуть салон, надо нажать на неё. Машина с угонщиками уедет, но оперативные службы успеют «сесть на хвост» преступникам.
Другая полезная штука – кнопка авторизации хозяина или аналогичная – распознавания «свой-чужой». Её следует нажать, прежде чем повернуть ключ зажигания. Допустим, преступник ухитрился украсть ключи у автовладельца. Если он не знает секрета, то машина заведется, но одновременно на пульт дежурному будет послано сообщение об угоне.
В более дорогих системах, как правило, на пульт поступает информация о том, какой из охранных датчиков сработал. Одни из них фиксируют, что взломаны двери или разбито окно в машине, открыт багажник или капот: другие реагируют на несанкционированный запуск двигателя или просто на то, что автомобиль сдвинулся с места: ультразвуковые датчики объёма сообщают, что в охраняемом салоне появился посторонний…
«Продвинутые» спутниковые комплексы позволяют автовладельцу через Интернет следить за перемещениями угнанной машины, а также дистанционно (тоже через Интернет или с помощью мобильника) заглушить мотор, причем это может сделать не только оператор, но и хозяин автомобиля.
Каким образом машина ставится и снимается с охраны?
Каждая компания предлагает для этого свои способы. Наиболее популярные – управление со специального брелока: введение кода на мобильнике автовладельца или особом пульте (дистанционным либо в салоне); в некоторых случаях охрана задействуется автоматически при срабатывании центрального замка, а отключается с помощью магнитного ключа: реже то и другое происходит по звонку в диспетчерский центр. Наконец, при «бесконтактном» доступе система узнает хозяина по электронной карте, которую можно просто держать в кармане. Нельзя однозначно сказать, какой способ лучше – это скорее дело вкуса автовладельца. Поэтому, как правило, фирмы предлагают несколько вариантов, оставляя выбор на усмотрение клиента.
С какого момента начинается поиск автомобиля?
Это зависит от сложности системы. Например, владелец автомобиля, оснащенного самой простой радиопоисковой моделью, должен сначала заявить об угоне. Получив его сообщение, оператор активирует передатчик, скрытый в автомобиле. Сигнал принимают пеленгаторы, установленные в машинах оперативной службы компании, а также в патрульных автомобилях милиции. Конечно, оперативный розыск при такой схеме не всегда реален: ведь хозяин может узнать о похищении машины не через пять минут, а через пару недель, допустим, вернувшись из отпуска или командировки. Бывают ситуации и хуже, когда бандиты захватывают машину вместе с хозяином, которого потом оставляют где-нибудь в глухом месте, откуда уже никуда не дозвонишься…
На наш взгляд, удобнее так называемые активные системы, то есть те, которые сами, без участия автовладельца, посылают на пульт сигнал SOS, тем самым давая старт поиску. В элементарном варианте аппаратура срабатывает лишь в случае угона, точнее – при попытке несанкционированного запуска мотора или отключения питания самой системы. Версии посложнее имеют большее количество датчиков и активизируются уже при взломе дверей, капота и т.д.