В магазинах можно увидеть миниатюрные автомобильные колонки, сделанные на основе «высоких технологий», которые якобы качественно воспроизводят весь слышимый звуковой диапазон. По законы физики обойти невозможно даже за большие деньги. Существует прямая зависимость между площадью диффузора (подвижной частью динамика) и воспроизводимой полосой частот. Грубо говоря, чем больше диаметр динамика, тем басовитее он способен сыграть. И наоборот — чем он меньше, тем качественнее воспроизводит высокие частоты.
Потому разработчики серьезных акустических систем (АС), или колонок, идут на различные ухищрения, разделяя полосу частот на поддиапазоны, каждый из которых воспроизводится отдельным динамиком. Как правило, современные АС представляют собой совокупность нескольких динамических головок.
Коаксиальные акустические системы
Это системы, в которых один или несколько динамиков меньшего размера жестко закреплены перед диффузором большего, так сказать, в его створе. Наиболее распространен вариант с двумя динамиками: маленький высокочастотный располагается впереди и строго по центру низкочастотника.
У такого технического решения есть несомненные преимущества. Во-первых, пару «коаксиалов» легко разместить в штатных местах автомобиля, предназначенных для установки АС. Во-вторых, что существеннее, у них все составляющие звука исходят практически из одной точки — это теоретически позволяет безукоризненно построить «звуковую сцену», когда возникает эффект присутствия на концерте, а в общем оркестре четко различима игра отдельных инструментов. Но для этого обе колонки должны находиться на уровне глаз слушателя и быть направленными строго на него. К сожалению, на практике в салоне автомобиля это сделать невозможно, так что завзятых меломанов, стремящихся к идеалу, такая система может не устроить. Но если вам достаточно просто приличного звучания, коаксиальные АС — весьма неплохой вариант.
Компонентные акустические системы
Более требовательным слушателям есть резон присмотреться к одной из компонентных акустических систем. Каждый канал такой системы состоит из двух, иногда трех, отдельных динамиков и специального разделительного фильтра – кроссовера. В чем смысл этого решения?
Человеческий слух способен определять, где находится источник звука, исключительно по его высоким частотам. То есть задать для вас общее положение «звуковой сцены» может малогабаритный динамик, воспроизводящий только верхнюю часть слышимого диапазона. Его совсем несложно правильно сориентировать, закрепив, к примеру, на стойке лобового стекла. А требования к расположению низкочастотных колонок автоматически становятся более мягкими. Их можно разместить практически в любом удобном месте (скажем, в нижней части передних дверей автомобиля). Серьезных минусов у такой схемы нет, не считая необходимости прокладки большего количества проводов. Ну и, конечно, компонентная АС несколько дороже коаксиальной.
Смотрим, слушаем, покупаем
Разумеется, перед покупкой колонок надо проверить, как они звучат. Во всех приличных магазинах для этого есть специальные стенды. Оптимально, если стенд копирует расстановку акустической системы в салоне автомобиля. Не верьте продавцу, небрежно прикручивающему провода от магнитолы к динамику, лежащему на прилавке. Так вы ничего толком не услышите. Для того чтобы колонка «зазвучала», необходимо как минимум полностью изолировать друг от друга её лицевую и заднюю части.
Кое-какие параметры акустической системы можно оценить и на глазок. От диффузора требуется жесткость: если видно, что он легко деформируется под пальцами, — брать не стоит. «Корзина» (корпус) динамика должна быть металлическая, массивная и желательно хорошо заглушенная, чтобы при легком постукивании по ней пальцем или карандашом не раздавался мелодичный звон. О мощности конкретной модели в большинстве случаев косвенно можно судить по размерам магнита. Чем он больше — тем лучше. А еще не поленитесь заглянуть в инструкцию. Указанное в ней значение средней мощности динамика должно как минимум в 1.5 раза превышать аналогичный показатель усилителя вашей магнитолы. Это позволит избежать искажений звука, вызванных перегрузкой.