Как улучшить звучание автомобильной аудиосистемы

Итак, все основные компоненты аудиосистемы в вашем автомобиле подобраны и настроены. Однако остается возможность сделать звучание еще лучше, подогнать его под стандарты того или иного музыкального жанра, а также исправить незначительные огрехи в акустике салона – для этого существуют специальные устройства.

Эквалайзер

В идеале аудиосистема должна воспроизводить все частоты с одинаковым коэффициентом усиления, проще говоря, с одинаковой громкостью. На практике какие-то отдельные частоты обычно звучат громче или тише остальных (на сленге специалистов это называется «горбами» и «ямами»). Эквалайзер сглаживает такие «неровности», усиливая или ослабляя сигнал на проблемной частоте. Обычно эти устройства подключаются между магнитолой и внешним усилителем. Зачастую их устанавливают в не самые легкодоступные места автомобиля, чтобы не возникло соблазна регулировать настройки, не отрываясь от руля, — этим следует заниматься только на стоянке. Эквалайзеры бывают двух типов — графические и параметрические.

Графические состоят из ряда предварительных усилителей, настроенных на фиксированные частоты. То есть весь частотный диапазон разделен на полосы, каждую из которых обслуживает свой усилитель. Чем больше усилителей, тем более точно можно локализовать и подправить именно ту область звучания, которая в этом нуждается. Панель управления графического эквалайзера выглядит как длинный ряд регуляторов (чаще всего «ползунков»), промаркированных по частоте. Очень удобно то, что, бросив один взгляд на панель, сразу можно оценить заданные параметры устройства.

Параметрические модели изначальной жесткой настройки на какие-то определенные частоты не имеют, и усилителей там обычно значительно меньше. Чтобы откорректировать сигнал, надо одним регулятором выбрать требующуюся частоту, а затем другим — усилить ее или ослабить. К плюсам таких систем относятся их меньше габариты и возможность более точной настройки. К минусам — отсутствие наглядности, присущей графическим моделям, и невозможность одновременного исправления большого количества «горбов» и «ям».

Профессиональные настройщики аудиосистем советуют в большинстве случаев работать эквалайзером «только вниз», то есть ослаблять сигнал, нивелируя «горбы». А вот «поднимать» какие—либо локальные частоты без крайней необходимости не следует, иначе вы рискуете внести в сигнал дополнительные искажения. Еще имейте в виду, если какой-то забарахливший компонент аудиосистемы серьезно нарушает ее характеристики, то работа эквалайзером положения не спасет. Этот инструмент предназначен только для тонкой настройки звучания.

Звуковой процессор

В отличие от концертного зала в автомобиле невозможно разнести колонки достаточно далеко одна от другой. Левый динамик так или иначе окажется слишком близко к водителю, правый — к переднему пассажиру, а задние будут терзать уши слушателям на втором ряду сидений… Но если нельзя раздвинуть салон автомобиля в реальности, то виртуально можно создать ощущение, что музыка звучит в довольно просторном помещении. Для этого надо «придержать» сигнал, излучаемый тем динамиком, который к вам ближе всего: тогда звук от него и от колонки, расположенной дальше, дойдет до слушателя одновременно. Этим и занимается звуковой процессор. Еще его называют процессором объемного звучания, и не случайно. С помощью этого устройства можно так настроить звук, что возникнет иллюзия, словно динамики находятся достаточно далеко друг от друга и, главное, на равном расстоянии от вас.

Если эквалайзеры надо покупать отдельно, то звуковые процессоры сейчас изначально встраиваются в головные устройства известных марок. Помимо «разнесения» в пространстве звука от фронтальных динамиков, они вносят довольно большую временную задержку в сигнал, воспроизводимый задними колонками. Благодаря этому создается ощущение, что до вас сзади доносится не сама музыка, а ее эхо, отраженное от стены музыкального салона. Возникает эффект присутствия на «живом» концерте. Причем варьируя параметры задержки, можно изменить акустические характеристики этого виртуального помощника — от небольшого зала для камерных концертов до крытого стадиона.

Добавить комментарий