В развитых странах с устоявшимся авторынком покупка новой машины по системе «Трейд ин» так же естественна и обыденна, как снятие наличных со счета при помощи уличного банкомата. У нас же эта схема, при которой производится обмен подержанной машины на новую с доплатой, плетется в аутсайдерах «рейтинга» потребительской популярности. В то время как кредитные и лизинговые программы набирают очки, «Трейд ин» остается не самой востребованной услугой. Российские автолюбители игнорируют ее либо по предубеждению («Обдерут как липку»), либо по незнанию – мало кто осведомлен о всех преимуществах такого способа приобретения новой машины.
Trade-in: сделка с гарантией
У дилеров нераскрученность этой схемы вызывает тем большую досаду, что в прошедшее время они прикладывали титанические усилия, стараясь сделать формулу обмена подержанной машины на новую максимально универсальной и привлекательной. Все меньше остается ограничений, которыми прежде обставлялась эта сделка.
Скажем, некоторые дилерские центры начинали освоение «Trade-in» с обмена исключительно «своих» «Mitsubishi» на «Mitsubishi» же. Позже стали принимать автомобили любых марок, но не старше определенного года выпуска и с двигателем объемом не более 2.5 литров — опасались тогда, что не смогут сбыть слишком потрепанные или чересчур «заряженные» машины. Теперь все лимиты сняты. Обмену с доплатой подлежат автомобили в любом состоянии, включая аварийные, похожие на пережившие «краш-тест» экземпляры. Больше не имеют значение возраст машины, комплектация или мощность двигателя. Равно доступны обмену иномарки и отечественные автомобили. Словом, «в зачет» новой покупки принимается любое транспортное средство, имеющее маломальскую ликвидность. Даже «заморыш», выпущенный в достопамятные времена в Запорожье, хоть на запчасти, да сгодится.
Что же мешает укорениться «Trade-in» на российской почве так же прочно, как в западном обществе потребления? По сути, садясь за руль новехонькой модели‚ тамошний покупатель сразу мысленно заглядывает на три-четыре года вперед, когда он приедет сдавать эту машину в «обменный фонд».
Камень преткновения в особенностях менталитета. «Трейд ин» останется экзотичным предложением, пока россияне по старой привычке будут мерить выгоду только деньгами. Однако перелом в сознании не за горами. Все больше соотечественников начинают понимать, что экономия времени — та же самая экономия денег. «Отрадно», что теперь с этим соглашаются многие клиенты, — замечает руководитель отдела продаж одной из компаний. В первую очередь – предприниматели, юристы, медицинские работники. Словом, все те‚ чей бизнес не позволяет транжирить драгоценные часы, а то и дни на поиск покупателей, утомительные «смотрины» машины, переговоры, мучительный торг.
Плюсы продажи старой машины через «Трейд ин»
Избавляясь от старой машины при помощи «Трейд ин», клиент получает гарантию чистоты сделки, юридическую и финансовую – операции по зачету автомобиля безналичные. В отличие от реализации по объявлению в газете, можно быть уверенным, что «старого коня» потом не пригонят обратно в конюшню. К сожалению, нередки примеры послепродажного «расторжения» сделки, когда на недавнего хозяина машины потом наседают разгневанные покупатели –нашли, мол, скрытые дефекты в машине или на учет поставить не можем, так что забирай свою «халабуду» обратно. В случае с «Трейд ин» точно, с глаз долой — из сердца вон.
Самостоятельная продажа автомобиля, особенно дорогого, может быть сопряжена и с другим риском. Чтобы не раскрыть незнакомым людям свой адрес, финансовое положение, надо обладать конспиративными навыками профессионального революционера. Под предлогом покупки подержанной машины злоумышленники могут без труда собрать необходимую информацию о состоятельном продавце. Из объявления, помещенного в газете, они уже знают его контактный телефон.
При осмотре машины «покупатель» внимательно изучит паспорт технического средства, вполне возможно, попросит сделать ксерокопию документа, чтобы «пробить» машину через своих людей. В ПТС указан адрес владельца машины. Все остальное для «своих людей» — дело техники…
Преимущества покупки нового авто
Еще одно преимущество «Трейд ин» заключается в его возможной привязке к другим услугам, которые предоставляются дилером, — кредитным или лизинговым схемам. Например, при покупке автомобиля по этой системе действует специальная схема скидок, которая нередко позволяет компенсировать возможные потери при продаже подержанных автомобилей и подсластить этой «пилюлей» боль расставания со старой машиной.
Это «в плюсе». И быть обменным операциям во всеобщем фаворе, если бы не опасения клиентов потерять в деньгах. «Мы не скрываем от них, что сможем предложить» за подержанную машину в счет новой покупки сумму которая будет на 10-15 процентов ниже рыночной цены. И не потому, что собираемся делать большой навар на торговле секонд-хэндом. Получаемая прибыль едва покрывает расходы на рекламу и зарплату менеджеров. Разница между рыночной и нашей ценой объясняется тем, что мы выкупаем много машин, которые надо быстро реализовать. Это индивидуальный торговец может позволить себе взвинтить цену и выжидать, надеясь на удачу. Крупный бизнес в расчете «на авось» не выстроишь. Нам же нужен оборот.»
Надо сказать, что «рыночная цена» подержанного автомобиля — понятие весьма условное. В отличие от Запада, где этот рынок давно устоялся и соответственно цена подержанных машин четко определена, в России для рядового обывателя главным ориентиром в секторе секонд-хэнд служат частные объявления в Auto.ru и других специализированных ресурсах. Но в них зашифрована отправная цена, с которой начинается торг, а он, как говорится, уместен, в результате чего продавец скидывает до 15-20 процентов стоимости. Клиент, апеллирующий к объявлениям на сайте, обычно не учитывает множества других факторов, которые влияют на стоимость его автомобиля. В их числе сезонные колебания спроса, небольшая востребованность на нашем рынке американских машин, завоз в Россию крупной партии автомобилей определенной модели, возможно, «сомнительная» родословная машины, приближение Нового года или слухи об изменении таможенных пошлин.
Впрочем, компромисс при обсуждении сделки «Трейд ин» всегда возможен, ведь для дилера обменная схема не самоцель, а способ продажи новых автомобилей. «В отличие от многих других автосалонов, мы всегда предлагаем альтернативу нашим покупателям. Видя, что человек настроен серьезно, мы можем поступиться частью маржи. Если клиента все равно не устраивает предложенная цена, мы готовы принять автомобиль на льготную комиссию, не беря ничего за первый месяц пользования комиссионной площадкой. Человеку, который решил самостоятельно продавать машину, наши консультанты помогут квалифицированным советом — бесплатно».
Поменяйте свой автопарк
В последнее время серьезные сдвиги произошли в работе по схеме «Трейд ин» с юридическими лицами. Крупный холдинг, может реализовать гибкие многоступенчатые схемы, поскольку предлагает на рынке автомобили нескольких брендов. Теперь не редкость, когда у организаций выкупается целый автопарк разномастных машин, после чего топ-менеджеры фирмы пересаживаются на представительские «Ауди», а рядовые сотрудники на «Форд» и «Хёндэ» попроще. Совсем не обязательно покупать то же число машин, что сдается автоторговцу. Словом, возможны варианты.
Не исключено, что именно вариант с обменом снимет стрессовую нагрузку, избавит от многих проблем владельца аварийного автомобиля. Случается, что после продажи восстановленной машины не удается даже покрыть расходы на ремонт, поскольку автомобиль не был застрахован. Для примерки варианта с «Трейд ин» не обязательно вызывать эвакуатор, к месту стоянки находящейся в плачевном состоянии машины подъедет оценщик.
Похоже, вал инноваций, который наблюдается в последнее время в сфере «Трейд ин», вскоре растопит лед недоверия, пока испытываемого многими автовладельцами к этой услуге.