Когда-то — предмет роскоши, сегодня – стандартная опция практически для каждого автомобиля. Они защищают водителя и пассажиров от телесных повреждений, раскрываясь со скоростью в считанные миллисекунды. Как работают подушки безопасности?
Идея создания подушки безопасности появилась еще в начале автомобильной эпохи, но пути ее реализации долгое время не было найдено. Механизм, который мы знаем сегодня, был разработан только в 1960-х годах инженером Алленом К. Бридом. В последнее время были созданы дополнительные типы подушек безопасности — боковые, коленные и так называемые «занавески», которые раскрываются по всей площади боковых окон.
Принцип работы подушки безопасности
Знаете ли вы, что одним из элементов вашего автомобиля является… пиротехническая система? Легкий материал из нейлона, хлопка или полиамида, точно сложенный и спрятанный за тонким слоем пластика, «выстреливает» с помощью взрыва. Простая химическая реакция накачивает материал воздухом, который «держит» купол подушки в течение следующих нескольких мгновений. В следующий момент, благодаря особым отверстиям в обшивке воздух довольно быстро выходит из подушки.
Активация подушки безопасности
Чтобы подушка сработала, требуется сигнал от сложной системы управления. Устройство собирает сигналы от датчиков, расположенных по всему автомобилю: акселерометров, датчиков давления, звука и тормозной системы. Оно может определить силу удара и отрегулировать мощность, с которой сработают подушки. Происходит активация газогенератора. И подушка срабатывает со скоростью, превышающей 300 км/ч — заполнение ее газом (азотом или смесью гелия и аргона) происходит в течение 15-30 миллисекунд. Современные датчики не позволяют активировать подушку во время легкого столкновения.
Боковые «занавески» и коленная подушка
Как эти дополнительные подушки защищают тело? Боковая «занавеска» во время аварии создает барьер между головой и плечом человека и боковым окном. Ее функция — блокировать контакт с кузовной стойкой, осколками битого стекла и предотвращать выпадение из окна. Коленная подушка создана для защиты водителя от травм коленей, которые часто возникают при лобовых столкновениях.
Боковые подушки безопасности
Хотя, с точки зрения водителя, разница между 30 и 10 миллисекундами не очень заметна, инженеры должны были учитывать это при разработке боковых подушек безопасности. Двери расположены ближе к телу человека, чем руль и передняя панель. Следовательно, подушки должны срабатывать на 20 миллисекунд быстрее. Чтобы обеспечить столь быструю работу, была использована технология высокосжатого газа. Он играет важную роль в создании «мягкой посадки» для бедер и груди.
Контроль подушек безопасности
Современные автомобили имеют до 10 подушек безопасности, и на этот момент обязательно стоит обращать внимание. Лучше проверить наличие подушек безопасности и их работоспособность (при некачественном восстановлении после аварии подушек в авто может не быть вовсе) до начала эксплуатации транспортного средства. В ином случае такое попустительство может дорого обойтись. Если эйрбэги неисправны, то на приборной доске должен загореться сигнальный индикатор. Это может указывать на повреждение кабеля. Например, вследствие слишком быстрой и резкой регулировки кресла. Также это может быть вышедший из строя датчик присутствия пассажира. Если вы не найдете в салоне отсоединенные разъемы и не обнаружите поврежденные датчики — стоит подключить автомобиль к диагностическому компьютеру.
Подушки безопасности защищают от многих последствий столкновения. Например, от порезов жестких и острых обломавшихся при аварии пластиковых элементов салона. Также они обеспечивают положение тела, которое снизит вероятность получения травмы. Сама подушка может принести немного вреда – поставить синяк или разбить очки. Это гораздо меньший ущерб по сравнению с тем, от чего она защищает.