На сегодняшний день почти 40% автомобилей в России приобретается в кредит. Показатель выдающийся, если учесть, что первый автокредит в России был выдан в 1997 году. Августовский кризис 98-го затормозил спрос на эту услугу, однако уже спустя четыре года она вновь стала привлекательной. Преимущества кредита очевидны: можно приобрести более дорогой автомобиль, чем позволяет ваш бюджет. Нет необходимости вынимать деньги из оборота, да и просто не надо уметь экономить. Разумеется, есть и минусы. Автомобиль в любом случае обойдется дороже из-за процентов. Необходимость страховать его также увеличивает стоимость. А помимо всего прочего для получения кредита придется предоставить банку конфиденциальную информацию о себе и своих доходах.
Схема кредитования — ситуация меняться не будет
Схема предоставления кредитов, по мнению аналитиков, в ближайшем будущем кардинально не изменится, и никаких новых послаблений клиентам сделано не будет. Список требуемых банком документов и так сузился практически до минимума. Сегодня кредитователь просит предоставить копию паспорта и водительского удостоверения. Некоторые банки дают кредит и без прав, но тогда надо принести копию еще одного документа, подтверждающего вашу личность (заграничный паспорт, военный билет, карточку пенсионного страхования). Приветствуется, когда клиент предоставляет копию трудовой книжки, заверенную работодателем, и справку о доходах. К слову, чем объемнее пакет документов, тем больше вероятность того, что банк предоставит вам кредит, и тем ниже будет процентная ставка. Последняя у большинства банков варьируется в пределах от 10% до 18% в зависимости от срока кредита и опять же от количества документов. Срок, на который выдается кредит, также достиг своего апогея: большинство кредитодателей предлагают взять деньги на время от года до пяти лет. Здесь также идет жесткая привязка к процентам: чем короче срок кредита, тем ниже процентная ставка.
Что же касается самой ставки, то она вряд ли станет ниже. Причиной тому особенности российского законодательства: если годовой процент ниже 10%, то у получателя кредита возникнут налоговые обязательства из-за получения материальной выгоды при пользовании процентами.
Кредиты под низкие проценты
Можно с уверенностью сказать, что активно развиваться будут специальные программы, созданные банками совместно с дилерами и производителями. Сегодня на рынке есть ряд предложений по заниженным процентным ставкам, например, не с 10%, а с 8% годовых. В этом случае продавец или сам производитель компенсирует банку ту часть, которую клиент по договору не выплачивает. То есть банк дает обыкновенный 10-процентный кредит, часть процентов оплачивает покупатель, часть — производитель. Иногда на автомобиль дается скидка ровно на ту сумму, которая отличает 10-процентный кредит от 8-процентного. Тем самым компания стимулирует спрос на свои модели. Однако при покупке машины в кредит по заниженным тарифам стоит тщательно ознакомиться с договором и дополнительными условиями. При заключении «выгодных» кредитных сделок клиент рискует погореть на другом. Например, низкая процентная ставка будет соседствовать с высокой комиссией банка — одноразовой платой за предоставление кредита, которая в некоторых случаях может составить около $200. Кроме того, страховая компания, которая сотрудничает с банком, может потребовать, чтобы автомобиль был оснащен спутниковой поисковой системой, а это как минимум $1.500
Рассрочка
Эта услуга популярна у продавцов дорогих автомобилей. Клиент платит 50% от стоимости машины, а потом в течение как минимум года выплачивает оставшуюся часть без процентов. Предложение, несомненно, заманчивое. Однако не настолько, как это кажется на первый взгляд. Ни один банк не будет работать себе в убыток и предоставлять беспроцентные кредиты. Следовательно, проценты должен выплачивать кто-то другой. Чаще всего эту операцию проводит сам банк в сотрудничестве со страховой компанией. Так, при покупке автомобиля в рассрочку страховка идет по фиксированному тарифу — не менее 10% от стоимости машины (обычный кредит — 6—7%), кроме того, от клиента требуют оплатить одноразовую комиссию от $50 до $200. За счет этого банк возвращает себе проценты. А если покупатель молодой (меньше 21 года), то «автокаско» может обойтись и в 15-20% от стоимости приобретаемого автомобиля, и в этом случае банк даже имеет сверхприбыль.
Авто в кредит без первоначального взноса
Услуга появилась на рынке кредитования сравнительно недавно‚ и еще не все банки ее практикуют. Если у человека нет наличных средств, он может, оплатив только страховку, купить машину полностью в кредит, без первоначального взноса. Но правило, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, работает и здесь. Такой кредит подразумевает самую высокую процентную ставку — не ниже 14% годовых, а также внушительную комиссию банка. Плюс ко всему, чтобы приобрести машину без первоначального взноса, необходимо предоставить большой пакет документов, включая справку о доходах, так как без них банк скорее всего откажет в таком кредите — слишком велик риск.
Экспресс-кредит
Как правило, банки рассматривают заявление на предоставление автокредита в течение двух-трех дней. За этот срок проверяются сведения о клиенте и выясняется, насколько он кредитоспособен. Тем, кто не хочет ждать, некоторые банки предоставляют возможность оформить кредит в течение получаса. Главный минус этой услуги в том, что зачастую в быстром кредите просто отказывают без объяснения причин, так как за полчаса операторы банка не всегда успевают уточнить полученные данные (дозвониться до работы, дома). Кроме того, процентная ставка по экспресс-кредиту, как правило, выше стандартой-13-14% годовых.
Будущее за рублем
По мнению Александра Колошенко, члена правления и начальника управления по работе с физическими лицами «Райффайзен-банка», в ближайшие несколько лет будет меняться структура игроков на российском кредитном рынке.
— Я полагаю, что в будущем все больше автомобилей будет приобретаться по кредитам, выданным в рублях. В Москве сегодня спросом пользуются доллары, но в регионах мы наблюдаем активный интерес к рублевым кредитам. Думаю, что эта тенденция скоро дойдет и до столицы. Также со временем активно будут развиваться и программы по кредитам на покупку подержанного автомобиля.
Но кредиты на подержанные автомобили — это отдельная тема, для отдельной заметки. О них мы расскажем в ближайших статьях.