Автомобильный рынок всегда манил честолюбивых, предприимчивых людей. В 90-е годы — романтическое время капиталистического «штурма и натиска», самые энергичные и удачливые воплощали «американскую мечту» на русской земле. Из скромных торговых точек вырастали владения новых автомобильных магнатов. Способны ли сегодня начинающие бизнесмены сделать головокружительную карьеру в условиях «утрамбованного» рынка, раскрутить собственное дело с многомиллионным оборотом? Существует ли оптимальная стратегия развития, которая приведет к успеху и процветанию?
Запастись терпением и миллионом
Предваряя свое напутствие тем, кто делает первые шаги на этом поприще, «капитаны» российского автобизнеса отметили, что пробиться наверх способны люди особого склада и закалки. Набор требуемых качеств, в общем-то, предсказуем: внутренний «драйв», целеустремленность, состязательность, ярко выраженные задатки лидера, умение увлечь за собой окружающих, дать им видение перспектив. И, конечно, рыночное чутье, способность безошибочно определить, в какое русло следует направить капитал и деловую активность.
Удачные проекты в автобизнесе окупаются в среднем через четыре—пять лет. Это может показаться слабым утешением для тех, кто не располагает миллионами стартового капитала. Но и для предприимчивых людей со скромными финансовыми возможностями путь в «воротилы» не заказан. Было бы желание.
На первых порах можно открыть небольшую автомастерскую. Самый доступный вариант -арендовать помещение на автобазе, возможно, не в самом уютном уголке города, долларов за семьсот в месяц, поставить там бэушное оборудование — суммарные вложения при расчете на четыре поста составят около десяти тысяч долларов. Где взять деньги? Занять у друзей, заложить квартиру тещи. Или сколотить начальный капитал, повкалывав года три на сервисе, заодно изучив специфику дела изнутри. А потом пойти дальше, заняться автопродажами. В любом случае, надо работать на перспективу, вкладывая прибыль в дело.
С одной стороны, сейчас сложнее «ухватить тему», поскольку все марки уже представлены на рынке. Но есть и преимущества переживаемого момента. Рынок стал цивилизованнее, правила игры понятнее. Начинающему свое дело достаточно проконсультироваться с юристом и аудитором, чтобы не допустить фатальных ошибок финансового и административного плана. Продажи автомобилей растут, а значит, под восхододящую динамику в ближайшие годы можно планировать новые точки продаж и сервиса.
Начинать свое дело надо с подбора сильной команды профессионалов и единомышленников. Без этого не пробиться. Новичкам, которые сейчас собираются завоевать позиции на автомобильном рынке, придется в несколько раз сложнее, чем их предшественникам лет десять назад. Опытные игроки, успевшие как следует обосноваться, окрепли финансово, состоялись как профи. Противостоять им в условиях ожесточившейся до предела конкуренции будет очень сложно. Если говорить об официальном дилерстве, то рынок по многим брендам уже закрыт. В любом случае, раз речь идет о становлении серьезного бизнеса, потребуются существенные вложения. В столице, чтобы открыть самый скромный монобрендовый автоцентр, надо найти миллион долларов. В расходной части проекта значатся стоимость земли, затраты на строительство зданий шоу-рума, сервиса, склада машин и запчастей, расходы на диагностическоеское и ремонтное оборудование, оплату персонала.
Еще дороже, минимум в три-четыре миллиона долларов, обойдется дилерский комплекс, соответствующий лучшим стандартам. Причем только шоу—румом или сервисной станцией сегодня не обойтись. Уже есть примеры, когда предприниматели, уделявшие основное внимание одним продажам или обслуживанию, в итоге теряли договора с автопроизводителями, с точки зрения которых «правильный» партнер должен обеспечивать весь комплекс услуг. В регионах можно серьезно сэкономить на затратах на землю и строительство, но и емкость рынка не внушает радужных перспектив.
Из менеджеров в собственники
Шансы за несколько лег «выбиться в люди» из владельцев небольшой фирмы гораздо выше при условии очень эффективного менеджмента, построенного по западным стандартам. Но многие собеседники из числа «капитанов» высказывали сомнение, что к тому времени у экс-представителя малого бизнеса сохранится живительный запас «драйва», питающего амбициозные проекты. Поэтому о достижении «командных высот» они склонны говорить скорее в контексте карьерного роста в рамках уже существующих крупных фирм, вплоть до постов в топ-менеджменте.
Непременным условием будущих бизнес-побед является отличная вузовская подготовка, так что придется как следует погрызть гранит экономических наук, юриспруденции с менеджерским уклоном. Недавним выпускникам, правда, свойственно преувеличивать значение диплома в реализации карьерных амбиций. На самом деле только работа может подтвердить претензии на рост.
Специфичных черт в автобизнесе немного. Одна из них в том, что он позволяет «экспресс-методом» определить профессиональную состоятельность специалиста. В автоцентре, в отличие от супермаркета, недоработка любого сотрудника видна сразу. Коммерция у нас строится на индивидуальной работе, и от каждого человека зависит очень многое.
«Юнга», грезящий о «капитанском мостике», должен пройти все ступени карьеры. А сначала взять тряпку в руки и вычищать до блеска машины на торговой площадке — по примеру грандов гостиничного бизнеса, которые после окончания престижных вузов работали чуть ли не полотерами. Не может получиться хороший руководитель автомобильной компании из человека, который сам не продавал машины, не знаком с нюансами работы на «ресепшене», в сервисной зоне. В компаниях все руководство прошло через три-четыре должностные ступени. К слову, вакансии в директорском корпусе здесь предпочитают заполнять «своими», а не «варягами» со стороны, пусть и с отличными рекомендациями.
Тем, кто метит в «капитаны автобизнеса», российское образование не подойдет. Надо учиться экономическим и юридическим наукам за границей, там же пройти стажировку, чтобы проникнуться духом западного бизнеса. Но даже многолетнее погружение в европейскую или американскую деловую среду не гарантирует избавления от ряда черт российского менталитета. Достаточно понаблюдать за тем, как ведут переговоры некоторые отечественные менеджеры, имеющие престижный западный диплом. Они совершенно не думают об интересах партнера, отсекая любую возможность дать и ему заработать, что не в традициях западной бизнес-культуры.
В России еще можно встретить отличных управленцев с «невнятным» образованием. У них, как говорится, в генах качества лидера и рыночная интуиция. Но эти люди будут преуспевать до тех пор, пока судьба их не столкнет с менеджерами, имеющими помимо природных задатков прекрасную вузовскую подготовку.
Но что скрывать, мечтающие о лаврах автомобильного босса хотели бы не только эффективно управлять, но и владеть. Несмотря на многомиллионный «вступительный взнос» в «клуб» солидных автобизнесменов, путь в собственники не заказан — опять же он открывается через убедительную менеджерскую карьеру.
Владельцы компаний вынуждены платить эффективным управляющим все больше, на Западе нормой становится передача опциона топ-менеджерам, их примеру обязательно последуют российские капиталисты. Грамотно распорядившись своей долей акций, можно стать хозяином автофирмы средней руки — это тот уровень, с которого лучше всего браться за создание своего дела с серьезной перспективой. Не исключено, что в ближайшие годы российские управленцы получат к тому же возможность откусить от каравая громоздких холдингов, которые сейчас стараются застолбить как можно больше площадок и брендов. Их безудержная экспансия без отточенной корпоративной культуры до добра не доведет. Если «колоссы на глиняных ногах» при неудачной конъюнктуре посыпятся, вполне вероятно, крупные куски собственности достанутся удачливым менеджерам.
Заглянуть за горизонт
Имея далеко идущие амбиции, надо попытаться заглянуть на несколько лет вперед, чтобы впоследствии избежать болезней роста, с которыми может столкнуться прогрессирующая фирма. Компании, успешно работавшие при обороте в один миллион долларов в год, вдруг начинает лихорадить при обороте в десять миллионов. Незадачливые хозяева приходят в замешательство, винят во всем нерасторопных сотрудников, хотя причина сбоев кроется в другом. Новый уровень требует совершенно иных организационных схем, и чтобы двигаться дальше, придется ломать привычную систему принятия решений, подчиненности. Тогда же вдруг выясняется, что крайне непросто избавиться от образовавшегося кадрового балласта на верхних этажах. В руководстве могут прочно засесть друзья и родственники, при принятии решений чуть ли не правом вето пользуется начальник службы безопасности… Трансформация таких фирм бывает очень мучительной, поскольку при закладке фундамента компании не предусматривалась возможность замены отживших слоев. И, как правило, назревшие внутренние реформы проводятся с опозданием на два-три года.
И с самого начала следует быть готовым к изнурительному противостоянию с коррумпированным российским чиновничеством. Бизнесмены горько шутят, что нет страшнее врага, чем чиновник, который, пересчитав взятку, почувствовал себя обделенным.
Чисто российский нюанс связан и с другой проблемой — как своевременно легализовать бизнес. Небольшой компании не так сложно перелететь «из тени в свет». А крупная намертво врастает в серые схемы. И это будет еще один «момент истины», на котором фирма может свернуть себе шею. Количество «травмированных» снижает тот факт, что в России много таких же «светло—серых», и своеобразная конкуренция в этом окружении заставляет вспомнить английское выражение о том, кто здесь «самый высокий лилипут».
Сегодня предприниматели, которые замахнулись на строительство холдингов, имеют шанс обойти именитых конкурентов, если сконцентрируются на внедрении корпоративной культуры. Она подразумевал организацию очень четкой системы управления, одинаково аффективной в отношении как одной дилерской компании, так и десятка-другого «дочек». При этом тысячи каждодневных задач решаются не как Бог на душу положит, а в едином корпоративном ключе. Холдинги только подступаются к этой грандиозной задаче, для решения которой требуются огромные инвестиции, терпение и особая менеджерская квалификация.
Ключевыми факторами успеха российские автопредприниматели называют способность приподняться над повседневной рутиной, чтобы сосредоточится на стратегических вопросах бизнеса. Надо тонко «чувствовать дистанцию» — быть впереди остальных и при этом «не заплыть за буйки». И главное, на всех этапах восхождения не забывать об основной цели бизнеса, которая заключается в получении максимальной прибыли и лежит в стороне от нравственно—эстетических задач вроде привития «правильного вкуса» потребителям. Эти фантомы свели в могилу не одно интересное начинание.