Почти все современные автомобили оснащаются усилителями руля. Мы уже рассказывали об их интересной разновидности – устройствах с переменной жесткостью: на трассе электроника делает «баранку» тяжелее, на городских – легче. А на некоторых автомобилях алгоритм работы руля может перед поездкой выбрать сам водитель. Правда, с гидравлическим усилителем это нереально – привод должен быть электрогидравлическим или электромеханическим.
В общих чертах принцип действия электроусилителя выглядит так: рулевой механизм автомобиля снабжен серводвигателем, который облегчает вращение рулевой колонки. За его работой следит и корректирует ее (в зависимости от усилия при повороте руля, скорости движения и других параметров) контрольный блок. Часто алгоритм рулевого управления из начально раз и навсегда программируется автопроизводителем. Но есть исключения. Например, владелец «Fiat Punto» второго поколения, пионера в этой технологии, может по своему желанию выбрать один из двух ежимов – «Normal» и «City». Надо лишь нажать клавишу на панели управления. «Нормальный» режим — для обычного движения на средней и высокой скоростях, при этом электродвигатель не слишком облегчает вращение «баранки». А вот в «городском» режиме усилитель трудится постоянно, помогая водителю маневрировать в плотном потоке машин и парковаться.
Еще больше возможностей в выборе фиксированных режимов работы электроусилителя предлагают фольксвагеновцы. На «Фольксваген Гольф» пятого поколения имеется 12 (!) алгоритмов – от суперлегкого до спортивного. Правда, самостоятельно менять их нельзя – это делают только на сервисе, перепрограммируя блок настройки рулевого усилителя. Такая многовариантность потребовала более сложной технической начинки. В рулевую рейку кроме обычного рулевого вала вмонтирован еще один – с редуктором, приводящимся в действие от электродвигателя. С учетом скорости движения и угла поворота «баранки», а главное – выбранного режима процессор высчитывает, какое усилие должен развить электромотор на втором валу, помогающем вращать рулевую рейку, то есть полностью или частично надо использовать его мощность. А как только электроника сочтет, что на данный момент надобность в помощнике отпала, серводвигатель отключается.
Электрогидравлические усилители тоже позволяют менять заданную жесткость рулевого управления. Например, водитель «Форд Фокус» второго поколения может выбирать из трех алгоритмов – стандартного, комфортного и спортивного. Тот или иной режим устанавливается вращением регулятора на левом подрулевом рычажке. Увеличение или уменьшение усилия на руле происходит за счет изменения частоты вращения электромотора и соответственно производительности гидронасоса.
На сегодняшний день у автомобилей с электроусилителем руля вывелся некий стандарт: на выбор предлагаются 3 программы: «комфорт», собственно стандартный режим и «спорт».
Заметим, что возможность самостоятельного выбора жесткости руля греет тщеславие автовладельца, но, по большому счету, особого прока от нее нет. Это скорее маркетинговый ход автопроизводителей, нежели реально полезная функция. На самом деле, как правило, оптимален стандартный алгоритм, на который настроен усилитель, и отступления от него не лучшим образом сказываются на точности управления.