Во всех автомобильных источниках отмечается, что дисковые тормоза лучше и эффективнее барабанных. Почему же барабанные до сих пор применяются на современных автомобилях? И в чем, собственно, между ними разница?
Барабанные тормоза
Барабанные механизмы появились еще на заре автомобилизации и в те времена устанавливались на машины и спереди, и сзади. Устроены они так: тормозные колодки помещаются в пустотелом металлическом барабане, который соединен с колесом и крутится вместе с ним. Когда вы нажимаете на тормоз, колодки расходятся, упираясь в стенки барабана и останавливая его вращение. Тем самым замедляется и бег колеса. Эта проверенная временем конструкция в принципе надежна, но имеет несколько недостатков.
В напряженном режиме движения (например, по горному серпантину), когда очень часто приходится давить на тормоз, барабаны сильно нагреваются. В какой-то момент механизм может полностью отказать из-за перегрева. Кроме того, такие тормоза боятся воды. Если в них попадет влага, эффективность торможения заметно снижается. Именно поэтому рекомендуется, проехав по луже, несколько раз энергично притопить педаль тормоза, чтобы просушить механизм. Ко всему прочему на стенках постепенно скапливаются продукты износа колодок и самого барабана (проще говоря, мелкие частички, которые они теряют при взаимном трении), что тоже не лучшим образом сказывается на тормозных качествах.
Дисковые тормоза
Дисковые тормоза работают по другому принципу и лишены «барабанных» минусов. Как явствует из названия, здесь вместе с колесом вращается диск, а тормозные колодки «прикусывают» его снаружи. Вся конструкция обдувается воздухом, поэтому риск перегрева значительно уменьшается. Влага долго на дисках не задерживается, равно как и микрочастицы колодок. А самое главное, дисковые механизмы выдерживают значительно большие нагрузки, нежели барабанные, а значит, тормозной путь существенно уменьшается.
Вентилируемые механизмы
Высшим сословием дисковых тормозов можно назвать вентилируемые устройства. Вентиляционные отверстия пронизывают весь диск по радиусу, что способствует дополнительному отводу тепла и повышению КПД тормозов. Иногда сверлят и поперечные отверстия для снижения массы, большей теплостойкости и лучшего удаления продуктов износа…
Сегодня автопроизводители нередко совмещают тормоза обоих видов. Возьмите любой отечественный автомобиль, иномарку компактного или гольф-класса: передние колеса у них обычно оснащаются более эффективными дисковыми механизмами, а задние — более дешевыми барабанными. В целом машина получает надежные и не слишком дорогие тормоза.