Даже элитные автомобильные колонки в силу своих конструктивных особенностей не способны отыграть самую нижнюю басовую составляющую музыки. В лучшем случае нижняя частота сигнала у них на уровне около 70 Гц. А звук, доступный человеческому уху, начинается примерно с 20 Гц. Получается довольно существенный разрыв. А ведь именно на этот диапазон приходится звучание, например, бас-гитары, контрабаса, большого барабана… О том, чтобы эта часть музыки не пропадала, заботятся сабвуферы.
Что такое сабвуфер?
Это специальный басовый динамик. смонтированный в оригинальном корпусе. Часто сабвуфером называют как сам динамик, так и все устройство вместе с корпусом.
В чем особенности сабвуферов?
От обычных динамиков их отличают внушительные габариты. Более жесткий и тяжелый диффузор, более крупная магнитная система, более мощная корзина, зачастую не отштампованная из жести, а отлитая из металла. Такой динамик рассчитан на эффективное воспроизведение сигнала, не превышающего по частоте 100-150 Гц. Попытка подать на него более высокочастотный сигнал приведет только к появлению дополнительных искажений.
Какой размер сабвуфера предпочтителен?
Низкочастотные динамики принято различать по диаметру, измеряемому в дюймах (традиционный американский стандарт). Чем больше площадь диффузора, тем больше звуковое давление, которое обеспечивает сабвуфер. Чаще всего встречаются размеры восемь, десять, 12, иногда 15 дюймов. Для большинства автомобильных аудиосистем оптимальна золотая середина 10-12-дюймовые сабвуферы. Динамики меньшего калибра тоже эффективны, но глубокого баса, когда воздух в машине колеблется в такт музыке, от них ожидать не стоит. Могучими «пятнашками», как правило, оснащаются машины, оборудованные для соревнований по авто звуку. В обычной жизни они зачастую излишни.
В чем особенности разных типов сабвуферов?
Их принято классифицировать по типу корпуса. Простейшие устройства, так называемые «free air», предназначены для работы в свободном пространстве: собственно, корпус им не требуется, достаточно, чтобы лицевая и задняя части динамика были изолированы одна от другой. Эти сабвуферы устанавливают, например, в заднюю полку седана или хэтчбека, и рабочим объемом для них является весь багажник автомобиля. К преимуществам таких систем относят простоту установки и невысокую стоимость.
У «enclosure» («закрытый ящик») динамик вмонтирован в герметичный корпус строго определенною объема, которого требуют характеристики данного сабвуфера. Для эффективной работы такой системы очень важна большая жесткость корпуса. Плюсы: довольно скромные габариты и наиболее чистый, без посторонних примесей и искажений, звук.
Поклонникам ураганного баса адресованы «фазоинверторные», или «вентилируемые» корпуса. Они отличаются от «закрытых ящиков» наличием специального отверстия туннеля определенных размеров и сочетаний, благодаря которому звуковое давление ощутимо усиливается.
Наконец, не самый распространенный тип – «band-pass», или «полосовой» корпус. Он получил свое название за способность обеспечивать высочайшее звуковое давление в узкой полосе частот, что делает такие сабвуферы незаменимыми для любителей экстремального автозвука. «Бандпасс» выполнен в виде ящика, разделенного на две камеры, одна из которых герметична, а вторая снабжена туннелем фазоинвертором. Динамик встраивается в перегородку между камерами и не виден снаружи. Недостатки: самая большая среди всех перечисленных систем сложность расчета и изготовления, а следовательно, и цена динамика.
Что такое сабвуфер-невидимка, или «стелс»?
Корпуса типа «стелс» не являются оригинальным типом акустического оформления. Их название означает лишь, что сабвуфер рассчитан на размещение в скрытых технологических полостях кузова автомобиля, а потому незаметен и не занимает полезного объема салона или багажника.
Как выбрать сабвуфер?
Зачастую в специализированном магазине можно отдельно купить динамик и корпус. Но для этого надо обладать некоторыми познаниями в области акустики. Дело в том, что не всякий сабвуфер способен работать во всех типах корпусов. Обычно серьезные производители указывают предпочтительное для динамика оформление, его геометрические параметры и допустимую подводимую мощность. Так что подбор и изготовление индивидуального заказного сабвуфера лучше доверить профессионалам.
При покупке готового сабвуфера учтите, что чем больше салон автомобиля, тем больше требуются диаметр динамика, объем корпуса и подводимая мощность.
Кроме того, ни один стандартный сабвуфер не может работать от встроенного усилителя магнитолы. Аппетиты у басовых систем серьезные, а значит, необходим отдельный усилитель низкочастотного сигнала.
Что такое активные сабвуферы?
Это устройства, в которых усилитель изначально интегрирован в корпус готового сабвуфера — остается только подвести к нему электропитание и сигнал с линейного выхода магнитолы. В отличие от сабвуфера, сделанного на заказ, этот вариант не учитывает акустические особенности салона вашего автомобиля и ваши музыкальные пристрастия. Такое решение сродни костюму, купленному в магазине: быстро, недорого и в целом приемлемо по качеству.